Паспарту может выступать как самостоятельное оформление работы, так и размещаться между рамой и картиной.
Функций у паспарту, так же, как и у рамы, несколько. Это, конечно, защита изображения от деформации и от прямого прикосновения со стеклом (создается воздушная прослойка за счет толщины картона).
Но главной ролью паспарту является завершающий штрих в общей композиции. Это необходимое обрамление для рисунка и живописной работы, для коллажа и открытки, для фотографий и гравюр. Эта цветная рамка несет важную эстетическую функцию, уравновешивая художественную работу или подчеркивая ее нюансы, акцентируя внимание зрителя на произведении.
Ну, и конечно, паспарту призвано связать картину с рамой (если она есть), а также с тем пространством, где она будет висеть, вписать в интерьер. Это достигается за счет цвета и фактуры паспарту. Следует помнить, что есть понятие золотого сечения. Картинка 20*30 требует паспарту шириной, как минимум 5см.Паспарту должно быть зримо шире выбранного багета.
Подбор паспарту:
Если работа цветная (акварель, цветное фото, пастель и т.д.), ориентируйтесь на ее общий цветовой строй. Можно взять паспарту контрастного цвета (желто-песочный – голубой, красный – зеленоватый и т.д.), только с меньшей насыщенностью, чтоб рамка не «спорила» с самим изображением. Можно сыграть на противоположных тонах (теплые-холодные). В таких контрастных композициях лучше видны цветовые акценты картины.
Паспарту родственных тонов зрительно увеличит работу, поддержит ее цветовой строй. Можно «поддержать» лишь самые яркие акценты многоцветной работы. Но здесь нужно быть осторожным, чтоб паспарту не перевесило саму картину.
Классикой считается паспарту легких кремовых тонов. Они уместны практически для любого случая, потому что нейтральны. Наряду с кремовыми оттенками, популярны монохроматические цвета – белый, черный и серый. Они хорошо подходят для графики и черно-белых работ. Белый цвет зрительно увеличивает работу и придает ей большую яркость. С черным цветом нужно быть осторожнее, он, хоть и делает работу контрастней, создает некую напряженность (что можно использовать для достижения определенного настроения).
Для черно-белых работ иногда хорошо подходит цветное паспарту спокойных естественных тонов, например, для лучшей связи работы с интерьером, или на выставке, что бы выделить рамками одного цвета ту или иную серию произведений.
Паспарту, за счет широких полей, во-первых, облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами.
Композиционные нюансы
Обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам. Но зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес.
Нужно заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.
Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.
Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.
Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.
Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано (изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).
Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.
Виды паспарту:
Паспарту стандартное
Широкая цветовая гамма от снежного белого до глубокого черного предлагает множество вариантов обрамления. Каждый стиль найдет здесь свой цвет.
Паспарту с цветным срезом
Цветной срез дает дополнительные эстетические возможности для оформления. Контурная линия контрастного цвета вокруг художественной работы придает элегантность и утонченность оформления.
Паспарту мраморное
Изысканность фактуры этого паспарту придает оформлению оригинальный и современный вид.
Паспарту с бархатным покрытием
Богатство и красота материала придает этому паспарту роскошный и изысканный вид. Ворсинки материала, который используется, микроскопически короткие, что позволяет при сборке рамы прижимать паспарту прямо к стеклу.
Паспарту с фактурным покрытием
Фактура придает обрамлению особенный вид и хорошо подходит для оформления как классических, так и современных работ. Если художественная работа требует чего-то большего, чем стандартное паспарту, вы с уверенностью можете использовать паспарту с имитацией различных фактур.
Паспарту метализированное
Паспарту с имитацией металлической поверхности замечательно подходит для оформления художественных работ, фотографий и дипломов. В то же время дает прекрасный результат при обрамлении старинных портретов.
Цветной гофрокартон
Часто используется в качестве паспарту. Кроме того, гибкость этого материала позволяет широко применять его в изготовлении сувенирной упаковки, а так же при создании архитектурных и дизайнерских макетов.